Детский сад №122 город Чебоксары группа Колокольчики
Дополнительная образовательная программа по формированию элементарных математических представлений кружка «Веселый Математик» для детей средней группыПояснительная записка: 1. Актуальность: Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника. Организация кружка «Веселый Математик» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет развить умственные способности детей. Организуя деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируем желания детей заниматься математикой. Особое внимание в кружковой работе уделяется развитию логических форм мышления. 2. Обоснованность выбора: Родители стремятся к тому, чтобы их дети были интеллектуально развиты. Кружок направлен на, то чтобы помочь родителям в воспитании у детей интеллектуальных способностей, познавательной активности. А также познакомить детей с играми, способствующими логическому мышлению, в которые они могут играть дома вместе с родителями. 3. Цель кружка: Развитие умственных способностей у детей в комфортной среде, расширение математических представлений у детей дошкольного возраста. 4. Задачи: • Способствовать формированию элементарных математических и пространственных представлений. • Создавать условия для сенсорного развития, развития логического мышления, внимания, памяти, мелкой моторики. • Развивать способность мыслить самостоятельно, проявлять творческий подход, умение обобщать, сравнивать, анализировать. • Воспитывать инициативность, настойчивость в достижении целей. • Воспитывать умение радоваться своим успехам и успехам сверстников. 5. Превышение программы: В соответствии с программой предусматриваются следующие задачи образовательной деятельности: 1. Обогащать сенсорный опыт детей. 2. Развивать умение замечать не только ярко представленные в предмете (объекте)свойства, но и менее заметные, скрытые, выявлять простейшие зависимости предметов (по форме, размеру, количеству). 3. Учить сравнивать объекты по пространственному расположению (слева (справа), впереди (сзади) от, определять местонахождения объекта в ряду (второй, третий). 4. Учить определять последовательности событий во времени по картинкам и простым моделям. 5. Продолжать учить делить целое на части, соизмерять величины с помощью предметов заместителей. 6. Закреплять у детей понимание и использование числа как показателя количества, итога счета. В рамках программы кружка предусмотрены следующие задачи: -учить решать задачи-головоломки; - учить действовать по образцу, видоизменять образец, получая новую картинку; -развивать смекалку. 6. Краткая характеристика возрастных особенностей детей 4-5 лет. Умственное развитие – очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребенок должен развиваться гармонически, т. е. в умственном, эстетическом и физическом отношениях. В этом возрасте содержание заданий должно обеспечить, прежде всего, развитие восприятия, образного мышления, воображения ребенка, и таким образом, углублять и расширять те достижения в умственном развитии, которые отвечают специфике дошкольного детства. А достичь этой цели можно, если учить ребенка выявлять и учитывать в своих действиях свойства предметов, пользоваться условными заменителями вещей, строить и использовать наглядные пространственные модели (планы, схемы, чертежи и др., отображающие отношения между предметами и их частями. Для того, чтобы такое обучение было успешным оно должно быть включено в доступные и интереснее для ребенка виды деятельности – игру, рисование, конструирование, лепку и др. особого обсуждения заслуживает вопрос о занятиях, связанных с усвоением математики. Опыт в работе педагогов доказывает, что обучение математике не только можно, но и вполне целесообразно начинать в дошкольном детстве при условии, если содержание и методы обучения строятся с учетом особенностей возраста ребенка и задач умственного развития. В этом возрасте целесообразно ввести новые для детей области деятельности – область количественных отношений вещей. Введение должно осуществляться при помощи тех же средств, которые обеспечивают умственное развитие, в других видах занятий – организации действий самих детей с количественными отношениями, построения и использования моделей этих отношений, максимального использования игровых приемов. При этом является главным – научить детей навыкам счета. Возраст 4-5 лет – это средняя группа. Как и младшим дошкольникам, предлагаются игры на обозначении е отдельных предметов, на анализ строения предметов, на ориентировку в пространстве и на развитие воображения. В средней группе дети могут находить и выделять в предметах и явлениях некоторые дополнительные свойства, такие как длительность звука, вес предмета и др. начинают анализировать с помощью схем все более сложные предметы, состоящие из большего числа частей. Выполняя задания на развитие воображения, дети создаю не толь отдельные образы, но и представляют в уме различные ситуации, детализированные и развернутые. Они более свободно определяют взаимное расположение предметов в пространстве, используя планы такого расположения. 7. Особенности организации совместной деятельности (данного кружка): • Время действия кружка: 2016-2017 учебный год. • Количество занятий (в месяц): 1 раз в неделю, продолжительность занятия – 20 минут. • Количество детей: 10. • Место проведения: групповая комната. • Конечный результат работы: итоговое занятие для воспитателей сада и родителей 8. Оценка индивидуального развития детей. В начале и конце учебного года проводится мониторинг детей, которые в течение года посещали кружок, сравниваются результаты на начало и на конец учебного года и делается вывод об усвоение программного материала. Диагностика по математике детей 4-5 лет 1. Умение считать в пределах 10 в прямом порядке и в пределах 5 в обратном порядке. 2. Умение сравнивать группы предметов, содержащие до 10 предметов, на основе составления пар, выражать словами, каких предметов больше, меньше, поровну. 3. Умение узнавать цифры в пределах 10 4. Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 5 5. Умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, раскладывать до 5 предметов в возрастающем порядке, выражать в речи соотношение между ними (шире-уже, длиннее-короче и т. д.) 6. Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, цилиндр. 7. Умение называть части суток, дни недели, месяцы в году, устанавливать их последовательность. 8. Умение определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз). 9. Умение показывать правую и левую руки, предметы, расположенные справа и слева от неживого объекта. Предлагаются логические задачи: «Четвертый лишний», «Что сначала, что потом», «Найди отличие», «Продолжи цепочку» и т. д 1балл - ребенок не ответил 2 балла – ребенок ответил с помощью взрослого 3 балла – ребенок ответил правильно самостоятельно Итоги: 5-8 баллов – низкий уровень 9-12 баллов – средний уровень 13-15 баллов – высокий уровень 9. Методическое и техническое обеспечение программы: 1. Л. Д. Камарова «Как работать с палочками Кюизенера» (игры и упражнения по обучению математике для детей 3-5 лет) 2. В. Н. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» (для работы с детьми 3-7 лет) 3. Е. Н. Панова «Дидактические игры и занятия в ДОУ» 4. Н. О. Лелявина, Б. Б. Финкельштейн «Давайте вместе поиграем» (игры с логическими блоками Дьенеша) 5. Е. Бортникова «Чудо – обучайка» (изучаем геометрические фигуры, для детей 3-6 лет) 6. Б. П. Никитин «Ступеньки творчества и развивающие игры» (сложи квадрат) 7. В. А. Козлова «Умейка» (математика в играх и задачах для малышей) 8. Т. М. Бондаренко “Комплексные занятия в средней группе детского сада”. Воронеж 2009г. 9. З. А. Михайлова “Игровые занимательные задачи для дошкольников”. Москва 1985г. Методическое обеспечение: Игры на составление плоскостных изображений предметов. Обучающие настольно-печатные игры по математике. Геометрические мозаики и головоломки. Занимательные игры по математике. Счетный материал, счетные палочки. Набор цифр. Геометрическая мозаика: игры «Колумбово яйцо», «Танграм», «Пифагор». Задачи в стихах, задачи-шутки, логические задачи, лабиринты. Взаимодействие с семьей
Комплексно-тематическое планирование СЕНТЯБРЬ 1 Знакомство с палочками Кюизенера Познакомить детей с палочками, как с игровым материалом. Помочь детям сориентироваться в данном материале. Выяснить начальные знания группы детей, уровня развития того или иного ребенка. Обратить внимание детей на свойства палочек. 2 Знакомство с блоками Дьенеша. Д/и «Найдите, такую же фигуру, как эта по цвету (форме, размеру)» Знакомить с логическими блоками, повторить название геометрических фигур, основных цветов, понятия «большой- маленький». 3 Игровое упражнение “Кто назовет как можно больше признаков отличия?”. Игра “Сложи узор”. Учить сравнивать, находить характерные признаки предметов. Развивать воображение. Умение складывать узор из кубиков игры «Сложи узор» 4 Игра “Поезд”. Познакомить детей с эталоном цвета, закрепить название основных цветов, развивать умение группировать, классифицировать палочки по цвету. Развивать речь детей, внимание, память, мышление. ОКТЯБРЬ 1 “Колумбово яйцо” Познакомить с игрой “Колумбово яйцо”, с ее названием, отдельными частями, уточнить их названия. Упражнять в сознании новых геометрических фигур из фигур данного набора по образцу с помощью воспитателя. 2 Игра «Вопрос – ответ”. Игра “Сложи узор”. Развивать смекалку, фантазию, умение слушать, доказывать. Учить составлять из кубиков игры «Сложи узор» пароход, машину и т. д 3 Игра “Построим заборчик”. Д/и «Продолжи ряд» (блоки Дьенеша). Учить находить закономерности в ряду картинок и продолжать этот ряд. Развивать представление о высоте палочек. Развивать умение сравнивать и сопоставлять предметы по высоте. Закреплять понятие “высокий”, “низкий”. Упражнять в различении цвета, размера. Способствовать развитию речи. 4 Путешествие в страну “Вымышляндию”. Д/и «Волшебный мешочек». Д/и «Что изменилось». Учить детей находить геометрические фигуры наощупь. Закрепить знание о цвете. Развитие у детей внимания, памяти и связной речи. Развивать логическое мышление, творческое воображение, мелкую моторику рук, внимание, усидчивость, самостоятельность. Закрепить навыки игры «Сложи узор», умение решать головоломки с счетными палочками. НОЯБРЬ 1 “Дорисуй и назови предмет” Развитие творческого воображения, мышления, смекалки. Развитие комбинаторных способностей, умение рассуждать. Развитие логического мышления, умение комбинировать, работать творчески. Научиться завершать незаконченные рисунки. 2 Игра “Составь фигуру” Развитие творческого воображения, мышления, смекалки. Развитие комбинаторных способностей, умение рассуждать. Развитие логического мышления, умение комбинировать, работать творчески. Научиться действовать с геометрическими фигурами, умение преобразовывать их. 3 “Знакомство с Монгольской игрой”. Познакомить с игрой, ее назначением, правилами: при составлении фигур использовать все части присоединяя одну к другой, не накладывая одну на другую. Закреплять знания геометрических фигур. Развивать мышление, воображение, память, усидчивость. 4 Д/и «Найди не такую». Д/и «4-й лишний». Продолжать знакомить с логическими блоками. Развитие умение выделить существенные признаки. ДЕКАБРЬ 1 “Соедини точки”. Д/и «Клад». Развивать зрительное воображение, смекалку, творчество, фантазию, сообразительнось. Умение ориентироваться на листе бумаги. Развивать связную речь, память, внимание. 2 Игра “Выкладывание фигур из палочек”. Д/и «Игра с одним обручем». Развитие смекалки, комбинаторных способностей, умение обобщать, преобразовывать, делать логические выводы. Научиться решать чертежи –задачи. Учить классифицировать по 2 признакам (цвет-цвет) развитие речи. 3 «Сложи квадрат». Д/и «Чего не хватает». Познакомить с игрой “Сложи квадрат”. Учить собирать сложные квадраты по образцу. Развитие мышления, внимания, учить делать умозаключения. 4 “Монгольская игра”. “Собери фигуры” Учить составлять более сложную фигуру, используя все части игры, присоединяя одну к другой, не накладывая одну на другую. Развивать мышление, внимание, речь, сообразительность. Научится играть в “Монгольскую игру”. ЯНВАРЬ 1 “Сложи оленя, жирафа” (“Монгольская игра”) Учить составлять сюжетную фигуру по образцу. Развивать мышление, внимание. 2 “Знакомство с игрой “Танграм” Познакомить с игрой “Танграм”, ее названием, частями, уточнить их названия, показать способы их соединения между собой. Учить собирать новые геометрические фигуры из фигур данного набора. Развивать мышление зрительную память, воображение. 3 Игра с блоками Дьенеша “Конструктор” (выкладывание различных фигур) Учить упорядочивать геометрические фигуры по форме. Подводить детей к образной передачи птиц. 4 Игра “Лесенки” Упражнять детей в установлении эквивалентности длины и цвета. Развивать внимание и память. ФЕВРАЛЬ 1 Игра “Башенки” Упражнять детей в установлении эквивалентности длины и цвета. Развивать внимание и память. 2 Д/и «Заселим в домики» Познакомить детей с карточками с изображенными свойствами блоков. Учить детей классифицировать блоки по 2 признакам. 3 Игра “Лесенка для котенка”. Упражнять детей в прямом и обратном счете. Упражнять в счете от 1 до 5. Познакомить детей с числовым значением палочек: 1 – белая палочка, 2 – розовая, 3 – голубая, 4 – красная, 5- желтая. 4 “Составь картинки или собери пазлы”. Речевая логическая задача “Что закрыто на картинке?” Тренировать зрительную память. Развивать воспитание, внимание, зрительную память, воображение, мышление. Учить детей собирать пазлы по образцу – рисунку. МАРТ 1 “Игры со счетными палочками” Развивать логическую мышление, творческое воображение, мелкую моторику рук, внимание, усидчивость, самостоятельность, умение составлять из счетных палочек по образцу фигуру. 2 Игровое упражнение “Я начну, а ты закончи”. Игра “Найди лишнюю”. Учить детей находить лишнюю фигуру, ориентируясь на форму фигур, решать задачи – головоломки. Закрепить знания геометрических фигур. 3 “Игра “Пифагор”” Познакомить детей с игрой “Пифагор”, с ее 7 частями. Учить собирать простейшие фигуры, не накладывая части игры друг на друга, а прикладывая друг к другу; находить правильное решение путем проб и ошибок. Развивать мышление, зрительную память, внимание. 4 Д/и «Игра с двумя обручами». Учить детей обобщать, классифицировать, развивать связную речь. АПРЕЛЬ 1 Д/и «Заселим в домики». (3 признака) Учить детей классифицировать блоки по 3 признакам. 2 Игра “Конструирование геометрических фигур” Закрепить у детей знания о геометрических фигурах, о их свойствах. Упражнять в конструировании геометрических фигур из палочек. Закрепить умение узнавать и различать квадрат, треугольник, прямоугольник. 3 Игры – конструирование Упражнять в различении и название цвета палочек. Развивать умение работать со схемой, накладывать палочки на их изображения. Развивать умение ориентироваться в пространстве. Закреплять такие понятия как “Над”, “Под”, “справа”, “слева”. Составлять рассказы по составленным картинкам. 4 Игра “Сложи узор” Учить собирать рисунок по образцу, путем наложения на сам образец. Развивать мышление, зрительную память, воображение, речь. МАЙ 1 “Танграм”, “Собери фигуру”. Учить детей анализировать способ разложения частей, составлять фигуру – силуэт, ориентируясь на образец. 2 Д/и «Волшебный мешочек». Д/и «Художник». Учить детей находить геометрические фигуры наощупь. Развитие творческого мышления. 3 Игра “Монгольская” (аналогичная “Танграму”) Учить составлять более сложную фигуру, не накладывая части игры друг на друга; находить правильное решение путем проб и ошибок. Развивать внимание, зрительную память, мышление. 4 “Путешествие в волшебный лес” Развивать умение расшифровывать (декодировать) о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знако-символическим обозначениям; развитие умения классифицировать предметы по одному 2-м свойствам, развитие внимания, памяти, логического мышления. Научиться составлять число 5 из меньших чисел, сравнивать. Ожидаемые результаты: Реализация программы поможет детям дошкольного возраста свободно оперировать с цифрами, числами, с пониманием геометрических форм. Личностными результатами изучения данного кружка являются: развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; воспитание чувства справедливости, ответственности; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления; выявление молодых талантов с математическим, логическим мышлением; освоение программы кружка по высокому уровню; желание заниматься математической деятельностью.
24 сентября 2016 в 12:10
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.