Детский сад №122 город Чебоксары группа Колокольчики

Дополнительная образовательная программа по формированию элементарных математических представлений кружка «Занимательная математика» для детей старшей группы

 Пояснительная записка

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника.

Организации кружка «Занимательная математика» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление. Методика «Кружка» учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка. Тематика математического кружка способствует расширению словарного запаса, активизации словаря, развитию связной речи. Задания составляются таким способом, чтобы дети могли упражняться в правильном употреблении сформированных грамматических категорий, активизации отработанной лексики.

Развитие математических способностей включает взаимосвязанные и взаимообусловленные представления о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для интеллектуального развития детей, формирования грамматического строя речи, развития связной речи, способствуют общему умственному воспитанию ребенка.  

Кружок проводится 1 раз в неделю, 20 минут, во вторую половину дня. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. Организуем деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желания детей заниматься математикой. Особое внимание при проведении кружковой работы уделяем развитию логических форм мышления.

Актуальность

Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. В связи с этим меня заинтересовала проблема – как обеспечить математическое развитие детей дошкольного возраста, отвечающее современным требованиям.

Цель кружковой работы:

Развивать интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания. Закреплять знания, полученные во время организованной деятельности, качественная подготовка детей к школе.

Основные задачи кружка:

· развитие логического мышления, творческих способностей и основных мыслительных операций;

· развитие математических способностей и склонностей;

· качественная подготовка ребенка к школе;

· развитие личностных качеств и навыков самоконтроля и самооценки;

· Обучение самостоятельному решению поставленных задач, выбору приемов и средств, проверке правильности решения.

· Овладение мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация)

· Овладение навыками речевого общения, упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий. Расширение и активизация словаря.

Механизмы выполнения

В начале и конце учебного года проводится мониторинг детей, которые в течение года посещали кружок, сравниваются результаты на начало и на конец учебного года и делается вывод об усвоение программного материала.

В кружке «Занимательная математика» возраст воспитанников меняется в зависимости от перехода из одной возрастной группы в другую. Развивающие занятия с детьми осуществляет воспитатель. Основными участниками воспитательно-образовательного процесса в рамках программы «Занимательная математика» являются дети. Форма организации занятий: фронтально, для осуществления занятий разрабатывается учебный план кружка и расписание занятий.

Программа рассчитана на 36 занятий в год (1 занятие в неделю), длительность одного занятия 20 минут. К концу года дети могут

• Уметь

- Считать до 10.

- Называть числа в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа натурального ряда в пределах 10.

- Соотносить цифру (0-9) и количество предметов.

- Сравнивать предметы по форме; узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира.

- Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др., обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знакомыми обозначениями.

- Определять временные отношения (день – месяц);

• Знать

- Состав чисел до 10.

- Узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник)

- Название текущего месяца года, времен года.

Используемая литература:

1. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А.

2. «Формирование математических представлений», Казинцева Е. А., Померанцева И. В., Терпак Т. А.

3. А. Михайлова. Математика – это интересно. Методическое пособие. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 2002 г.

4. З. А. Михайлова. Игровые задачи для дошкольников. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 2004 г.

5. В. П. Новикова. Математика в детском саду старший дошкольный возраст. Москва. «Мозаика-Синтез» 2009 г.

6. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. Логика и математика для дошкольников. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 2004 г.

7. Диагностика умственного развития дошкольника (под редакцией Л. А. Венгера) - М., Педагогика, 1996.

8. Логика. Программа развития основ логического мышления у старших дошкольников. / Сост. Корепанова М. В. – Волгоград, 2004.

9. Математика до школы. /Сост. Смоленцева А. А., Пустовойт О. В., Михайлова З. М., Непомнящая Р. Л. - СПБ., «Детство-Пресс», 2000.

10.  Первые шаги в математику. Методическое пособие. /Сост. Буланова Л. В., Корепанова М. В. и др. - Волгоград, 2004.

11.  Харько Т. Г., Воскобович В. В. Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет. - СПБ., 2007

Календарное планирование работы

кружка «Занимательная математика» 

Сентябрь

Диагностика

Дидактические игры: «Считай дальше»; «Наведи порядок»; «Найди пару»; «Правильно пойдешь, секрет найдешь»; «Наш день».

Игра «Танграм»;

Игры с палочками (головоломки);

Игра с цветными палочками Кюизенера «Лесенка», закрепление умения считать до 6 с помощью цветных полосок;

Развивающая игра с Блоками Дьенеша «Найди клад»;

Сюжетно-дидактическая игра «Магазин».

Октябрь

Дидактические игры: «Который по счету»; «Считай – не ошибись!»; «Найди предмет такой же формы»; «Поручение»; «Живая неделя»;

Игра «Пифагор»;

Игра с цветными палочками Кюизенера «Угадай, какую палочку я выбрала?», закрепление умения считать до 7 с помощью цветных полосок;

Развивающая игра с Блоками Дьенеша «Угадай-ка»;

Развивающая игра Воскобовича «Геоконт»;

Числовые курьезы, лабиринты, логические задачи.

Ноябрь

Дидактические игры: «Посчитай, сколько»; «Сломанная лестница»; «Подбери предмет»; «Где спрятались игрушки»; «Назови соседей».

Игра с цветными палочками Кюизенера «Составь поезд», закрепление умения считать до 8 с помощью цветных полосок;

Игра «Колумбово яйцо»;

Игры и упражнения со счетными палочками-головоломками;

Игра Б. П. Никитина «Сложи узор»;

Сюжетно-дидактическая игра «Зоопарк».

Декабрь

Дидактические игры: «Стройся по порядку»; «Исправь ошибку»; «Дорисуй предмет»; «Найди пару»; «Дни недели, стройтесь».

Игра с цветными палочками Кюизенера «Буквы», закрепление умения считать до 9 с помощью цветных полосок;

Игра «Монгольская игра»;

Игра Б. П. Никитина «Сложи квадрат»;

Развивающая игра с Блоками Дьенеша «Помоги муравьишкам»;

Сюжетно-дидактическая игра «Почта».

Январь

Дидактические игры: «Найди на один меньше (больше)»; «Дополни предложение»;«Кто больше увидит предметов такой же формы»; «Запомни и повтори»;«Путешествие по комнате»; «Когда это бывает?», «Кто где стоит».

Игра с цветными палочками Кюизенера «Сказочный город - башни»;

Развивающая игра с Блоками Дьенеша «Автотрасса (Построй дорожку)»;

Развивающая игра Воскобовича «Квадрат Воскобовича»;

Сюжетно-дидактическая игра с математическим содержанием «Подготовка к открытию детского сада»;

Числовые курьезы, лабиринты, логические задачи.

Февраль

Дидактические игры: «Составь число»; «Расставь по порядку»; «Что изменилось?»; «Вчера, сегодня, завтра…».

Игра с цветными палочками Кюизенера «Назови число – найди палочку», закрепление умения считать до 10 с помощью цветных полосок;

Игры и упражнения со счетными палочками;

Игра Б. П. Никитина «Уникуб»;

Числовые курьезы, лабиринты, логические задачи;

Развивающая игра «Вьетнамская игра».

Март

Дидактические игры: «Найди пропущенное число»; «Найди такой же по величине»; «Художники»; «Утро, день, вечер, ночь - сутки прочь»;

Игра с цветными палочками Кюизенера «Найди пару»;

Игра «Вьетнамская игра»;

Развивающая игра с Блоками Дьенеша «Необычные фигуры»;

Сюжетно-дидактическая игра с математическим содержанием «Бензозаправочная станция»;

Числовые курьезы, лабиринты, логические задачи.

Апрель

Дидактические игры: «Я знаю пять названий цветов»;«Какой цифры не стало?»; «Расскажи про свой узор»; «Наоборот».

Игра с цветными палочками Кюизенера «Коврики»;

Развивающая игра с Блоками Дьенеша «Построй дом»;

Развивающая игра Воскобовича «Прозрачный квадрат»;

Игра «Мы учимся штриховать»;

Числовые курьезы, лабиринты, логические задачи.

Май

Дидактические игры: «Назови соседей»; «Вставь попущенные числа»; «Поручение»; «Исправь ошибку».

Игра с цветными палочками Кюизенера «Разноцветные фигуры»;

Игры и упражнения со счетными палочками;

Игра «Мы учимся штриховать»;

Игра Б. П. Никитина «Кубики для всех»;

Сюжетно-дидактическая игра с математическим содержанием «Цирк».

Система мониторинга достижения детьми

планируемых результатов освоения программы

Методика В.П.Новиковой

Мониторинг проводится 2 раза в год: определение стартового уровня развития способностейобучающихся проходит на 1-2 неделях, итоговый результат – на 35-36.

Методика №1 – выявление умений счёта.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребёнку посчитать до 10.

Методика №2 – выявление знаний цифр.

Материал. Набор цифр в произвольном порядке.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребёнку разложить цифры по порядку от 1 до 10, а затем назвать те цифры, которые ему покажут (9,6,3,7).

Методика №3 – выявление умений соотносить количество предметов с цифрой.

Материал. Набор цифр, мелкие игрушки.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребёнку отсчитать 8 игрушек, а потом обозначить это количество цифрой.

Методика №4 – выявление умений отсчитывать количество на одну единицу больше или меньше.

Материал. По 10 ёлочек и грибов.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребёнку отсчитать ёлочек на одну больше, чем грибов (четыре), после чего даёт задание отсчитать грибов на один меньше, чем ёлочек (семь).

Методика №5 – выявление умений составлять число из единиц и различать количественный и порядковый счёт.

Материал. В ряду: свёкла, кабачок, морковка, картошка, огурец.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребёнку сказать, из каких овощей составлена группа; которая морковка по счёту; считать по порядку.

Методика №6 – выявление умений сравнивать две группы предметов.

Материал. Перед ребёнком пять больших матрёшек и пять маленьких в кругу.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ответить на вопрос, каких игрушек больше.

Методика №7 – выявление умений сравнивать предметы по длине.

Материал. Перед детьми пять полосок разной длины, лежащих произвольно (разница между полосками – 0,5 см).

Инструкция к проведению. Педагог задаёт вопросы. Одинаковые ли полоски по длине? Разложи их по порядку: от самой короткой до самой длинной. Назови, какие полоски по длине.

Методика №8 – выявление знаний о геометрических фигурах.

Материал. Два красных круга и один треугольник; два зелёных квадрата и один прямоугольник; три жёлтых прямоугольника и два треугольника разной конфигурации. По одному синему кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику.

Инструкция к проведению. Задаются следующие вопросы. Сколько треугольников? Сколько четырёхугольников? Сколько красных фигур? Назови зелёные фигуры.

Методика №9 – выявление умений ориентироваться в пространстве (слева, справа).

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребёнку сказать, что находится слева от него.

Методика №10 – выявление знаний о днях недели.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребёнку назвать дни недели по порядку, затем сказать, какой день недели сегодня, какой день недели был вчера, какой день недели будет завтра.

Ожидаемые результаты:

Реализация программы поможет детям дошкольного возраста свободно оперировать с цифрами, числами, с пониманием геометрических форм. Личностными результатами изучения данного кружка являются:

- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

- воспитание чувства справедливости, ответственности;

- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;

- выявление молодых талантов с математическим, логическим мышлением;

- освоение программы кружка по высокому уровню;

- желание заниматься математической деятельностью.

20 января 2018 в 10:54

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.