Детский сад №122 город Чебоксары группа Колокольчики

Дополнительная образовательная программа по формированию элементарных математических представлений кружка «Занимательная математика» для детей подготовительной группы

Пояснительная записка:

«Детская математика учит на простых умственных играх развивать свой ум, творить, созидать, производить». И. Брук

Одаренные дети – культурный и научный потенциал общества. От них зависит, как будет развиваться наука, культура нашего общества в будущем.

Наиболее благоприятный период развития личности ребенка – это дошкольное детство. Поэтому в этот период необходимо своевременно выявлять одаренных детей, создавать условия для формирования их индивидуальности, расширения спектра возможностей, реализации интересов, наклонностей и способностей.

В группе воспитываются дети, имеющие математические способности. Для них и разработана данная программа.

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволят осваивать новое. Каждый дошкольник – это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир.

Занимательная математика по праву занимает большое место в системе дошкольного образования. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом. Умственная задача – найти путь решения – реализуется средствами игры в игровых действиях.

Важно научить детей не только считать, измерять и решать арифметические задачи, но и развивать у них способность видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения и зависимости, умение «конструировать», оперировать предметами, знаками и символами.

Особую роль на современном этапе обучения отводится нестандартным дидактическим средствам.

Первостепенное значение в обучении дошкольников математики имеет наглядность. Она отвечает психологическим особенностям детей, обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, создает внешнюю опору внутренних действий, совершаемых ребенком во время учения, служит основой для развития понятийного мышления.

Направленность программы:

Программа кружка направлена на всестороннее гармоничное развитие личности детей через развитие интеллектуальной активности.

Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность:

Наибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те, кто проявляют интеллектуальную пассивность, отсутствие желания и привычки думать, стремление узнавать что – то новое.

К тому же развитие – это не только объем знаний, полученных ребенком, а умение пользоваться ими в разнообразной самостоятельной деятельности. Это высокий уровень психических процессов, особенно важных для деятельности учения: логического мышления, воображения, связной речи. Это развитие таких качеств личности, как любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность.

Актуальность программы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста спонтанно проявляют интерес к математическим категориям, помогающим лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и взаимосвязывать их друг с другом, формировать понятия и мышление в целом. И, поскольку в дошкольном возрасте у детей преобладает игровая деятельность, процесс развития элементарных математических представлений у детей будет более эффективен при использовании игровых методов и приемов.

Цель:

Создание условий для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.

Развитие интеллектуальной сферы: мышления, внимания, памяти, восприятия.

Формирование элементарных математических представлений через занимательный математический материал.

Задачи:

Образовательные:

  Формирование базисных математических представлений, речевых умений.

  Ознакомление с числовым рядом и составом чисел, получение представления задачи, умение вычленять её части, решать и составлять задачи.

Учить применять разнообразные способы обследования предметов (наложение, приложение, сравнение по количеству и т. д.).

Учить выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов; сравнивать предметы по форме, величине, строению, положению в пространстве, цвету; выделять характерные детали, красивые сочетания цветов и оттенков.

  Развивать умение классифицировать предметы по общим качествам (форме, величине, строению, цвету).

Развивающие:

  Развитие логического мышления ребёнка - умение сравнивать, доказывать, анализировать, обобщать, конструктивного мышления - на геометрическом материале.

  Развитие памяти, внимания, творческого воображения.

Воспитательные:

  Воспитание у детей 6–7 лет интереса к занимательной математике, формирование умения работы в коллективе.

  Способствовать стремлению к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости.

  Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

  Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий и т. д.

Отличительные особенности программы:

Деятельность представляет систему развивающих игр, упражнений, в том числе электронных дидактических пособий математического содержания, которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления. Дети непосредственно приобщаются к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.

Участники: дети 6 -7 лет

Срок обучения: программа кружка рассчитана на один год обучения

Общие принципы и содержание программы

Содержание программы ориентировано на развитие мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих способностей и качеств личности.

Принципы:

Деятельности - ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной деятельности, через самостоятельное «открытие» его детьми.

Психологической комфортности - создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка.

Творчества - формирование способности находить нестандартные решения.

Индивидуализации - развитие личных качеств,  обеспечивается возможность разноуровневого обучения детей, продвижения каждого ребенка своим темпом.

Вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор на основании некоторого критерия.

Непрерывности - обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения.

Режим кружковой работы:

Подгрупповой - 1 раз в неделю (25– 30 минут)

Формы проведения:

Игровые занятия, которые включают различные виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, двигательную, коммуникативную, конструктивную.

Включены:

  Работа с занимательным материалом.

  Работа в тетрадях.

  Физкультминутки, гимнастика для глаз.

  Работа с электронными дидактическими пособиями.

Методы и приемы работы:

  Поисковые (моделирование,  эксперименты).

  Игровые (развивающие игры, соревнования, игры - конкурсы, развлечения, досуги).

  Информационно - компьютерные технологии (электронные пособия, презентации).

  Практические (упражнения,  выполнение работ на заданную тему, по инструкции).

  Использование занимательного материала (ребусы, лабиринты, логические задачи).

Ожидаемый результат:

Реализация программы поможет детям дошкольного возраста свободно оперировать с цифрами, числами, с пониманием геометрических форм. Личностными результатами изучения данного кружка являются:

  развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

  воспитание чувства справедливости, ответственности;

  развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Тематический план:

Сентябрь

1. Д/и «Лабиринт» (блоки Дьенеша)

Цель: продолжать учить детей читать знаки символ, развитие творческих способностей.

2. Игра «Сложи узор»: «Сова», «Жук»

Цель: конструирование с опорой на схему, развитие комбинаторных способностей.

3. Конструирование «Портрет Мурашика» («Чудо – Соты»)

Цель: развитие воображения.

4. «Цветик-семицветик» (палочки Кюизенера)

Цель:  Различие и называние цвета палочек.

Дидактические игры:

1) «Пазлы цифровые» - Развитие сенсорных способностей, знание цифр от 0 до 9,умение подбирать форму предмета.

2) «Чудесный мешочек» - Научить узнавать предметы наощупь, сравнивать зрительное и осязательное впечатление.

3) «Разложи по форме» -  Закрепить знание геометрических фигур, развивать наблюдательность и внимание, умение видеть в окружающих предметах определенные геометрические фигуры.

4) «Чудо-мешок» - Формирование представления о случайных и достоверных событиях, подготовка к восприятию вероятности, разрешению соответствующих задач.

- Электронное дидактическое пособие (1).

- Работа в тетрадях – графический диктант «Транспорт».

Октябрь

1. Д/и «Помоги Чебурашке» (блоки Дьенеша)

Цель: упражнять детей в группировке геометрических фигур; развивать наблюдательность, внимание, память.

2. Игра «Прозрачный квадрат» (В. Воскобович)

Цель: познакомить с эталонами формы и величины, соотношением целого и части.

3. Игра «Сложи узор»

Цель: конструирование без опоры на схему развитие мыслительных способностей.

4. Игра с палочками Кюизенера  «Выкладываем сюжеты»: «Птичий двор», «Аквариум».

Цель:  Развивать умение работать со схемой, накладывая палочки на изображение, составлять рассказы по сюжетным картинкам.

Дидактические игры:

1) «Раз, два…. Сосчитай!» - Закрепить знание цифр до 10.

2) «Подбери цифры» - Закрепить количественный и порядковый счет, умение соотносить результат счета с соответствующей цифрой.

Развивать у детей настойчивость и умение сосредотачиваться, логическое мышление, ловкость.

3) «Ребусы, лабиринты» - Развивать у детей умение анализировать форму плоскостной фигуры по контурному ее изображению, комбинаторные способности.

4) «Танграм» - Развивать у детей восприятие формы, учить анализировать расположение предметов в пространстве

- Электронное дидактическое пособие (2).

- Работа в тетрадях – графический диктант «Дикие животные».

Ноябрь

1. Д/и «Найди меня» (блоки Дьенеша)

Цель: развивать умение читать кодовое обозначение геометрических фигур и находить соответствующий блок.

2. Д/и «Уникуб»

Цель: познакомить с новой игрой, учить мыслить пространственными образами, умению комбинировать объёмные фигуры.

3. Игра «Прозрачный квадрат» (В. Воскобович)

Конструирование «Парусник», «Самолётик».

Цель: продолжать учить конструировать фигуры, опираясь на схемы в масштабе 1:1; развивать воображение.

4. Игра «Чудо – цветик» Конструирование по схеме. Побудить детей обвести и дорисовать изображения

Цель: развитие мелкой моторики, воображения.

Дидактические игры:

1) «Домино детское» - Закрепить у детей навыки счета, определение количества, развивать сообразительность и логическое мышление

2) «Колумбово яйцо» - Развивать умение создавать из геометрических фигур образные и сюжетные изображения

3) «Приложи картинки» - Развивать логическое мышление и восприятие, закрепить счет и знание геометрических фигур, состав числа из двух чисел.

4) «Геометрическая мозаика» - Закрепить знание цветов, геометрических фигур, умение располагать их так, что бы получилось какое-либо изображение, развитие воображения.

- Электронное дидактическое пособие (3).

- Работа в тетрадях – графический диктант «Человек».

Декабрь

1. Д/и «Украшаем ёлочку мы в просторном зале» (блоки Дьенеша)

Цель: развивать умение читать кодовое обозначение геометрических фигур; развивать воображение, мелкую моторику при изготовлении аппликации.

2. Игра «Прозрачный квадрат» (В. Воскобович)

Конструирование «Лошадка»

Цель: учить конструировать фигуры по схемам в масштабе 1:1, следуя правилам сложения из геометрических фигур.

3. Игра – головоломка «Танграм»

Цель: развитие логического мышления, воображения.

4. «Цифры (выложи из палочек Кюизенера)»

Цель: Развитие логического мышления, умение группировать предметы по определенным свойствам: цвету, форме, величине, толщине.

Дидактические игры:

1) «Почини одеяло» - Знакомство с геометрическими фигурами, составление геометрических фигур из данных. Развитие восприятия и пространственных представлений.

2) «Головоломки»   - Развивать логическое мышление, восприятие, закрепить счет, знание геометрических фигур, состав числа из двух чисел.

3) «Приложи картинки» - Закрепить с детьми знание числового ряда, последовательности цифр в ряду, умение находить предыдущее и последующее число.

4) «Домики цифр» (найдите соседей числа, состав из 2-х, меньше) - Знакомство с принципом окраски палочек – «цветные семейки», соотношениями цвет – длина – число.

- Электронное дидактическое пособие (4).

- Работа в тетрадях – графический диктант «Деревья».

Январь

1. Игра «Геоконт» (В. Воскобовича)

Цель: познакомить с новой игрой, сочетать конструирование со сказкой; развивать мелкую моторику.

2. Математическая игра «Цифроцирк»

Цель: закрепить знание цифр и чисел натурального ряда; способствовать усвоению счёта и отсчета в пределах 10.

3. Д/и «Волшебное дерево»

Цель: развивать представление детей о символическом изображении предметов, развивать умение классифицировать блоки по трём признакам, пространственные представления, логическое и образное мышление.

Логические игры:

1) «Подбери цифру» - Закрепить количественный и порядковый счет, умение соотносить результат счета с соответствующей цифрой.

2) Игра – головоломка «Пифагор» - Развитие мыслительной деятельности, воображения, смекалки. Составление из 7 геометрических фигур – плоских изображений: силуэтов строений, предметов, животных.

3) «Расскажи про свой узор» - Учить составлять симметричный узор на квадрате или прямоугольнике, учить определять и правильно называть что, где расположен.

- Электронное дидактическое пособие (5).

- Работа в тетрадях – графический диктант «Бытовые приборы».

Февраль

1. Игра «Геоконт»

Цель:  конструирование прямоугольников; развивать мелкую моторику.

2. Д/и «Найди такую же» (блоки Дьенеша)

Цель: развивать логическое мышление, наблюдательность. Упражнять в умении выбирать из множества фигур необходимую, классифицируя по цвету и форме.

3. Игра «Прозрачный квадрат»

Цель: развитие логического мышления, пространственных представлений.

4. Игра «Сложи узор»

Цель: развитие воображения, пространственных представлений.

Дидактические игры:

1) «Спортсмены строятся» -  Упорядочивание предметов по величине.

2) «Геометрик» - Закрепить знание геометрических фигур, развивать воображение и умение анализировать образец, умение воссоздавать его.

3) «Монгольская игра» - Учить детей рассказывать способ расположения частей, составляемой фигуре, планировать ход составления.

4) «Откуда и чей голос» - Формирование пространственных представлений.

- Электронное дидактическое пособие (6).

- Работа в тетрадях – графический диктант «Дома».

Март

  1.  Игра «Прозрачная цифра» (В. Воскобович)

«Разноцветные полоски», «Сколько плосок»

Цель: познакомить с правилами новой игры; развивать наблюдательность, умение анализировать, сравнивать и сопоставлять.

2. «Продолжите узор» с палочками Кюизенера.

Цель: Умение видеть закономерность и выкладывать палочки в соответствии с ней.

3. Игра «Чудо – соты» Творческое конструирование.

Цель: Побудить детей придумать и сконструировать фигуру, затем обвести и дорисовать,  развитие воображения, мелкой моторики.

4. Игра «Уникуб»

Цель: закреплять умение конструировать из объёмных фигур.

Дидактические игры:

1) «Наоборот» - Развитие речи у детей, включение в их активный словарь понятий: толстый, тонкий, широкий, узкий и т.д.

2) «Помогите числам занять свои места по порядку» - Закрепление представления о порядковом значении числа.

3) «Угадай загадки Буратино» - Различие предметов по форме и составление из кругов, квадратов и треугольников разных рисунков.

4) «Заполни квадрат» - Упорядочивание предметов по различным признакам.

- Электронное дидактическое пособие (7).

- Работа в тетрадях – графический диктант «Птицы».

Апрель

1. Конструирование «Лодочка» (двухцветный квадрат Воскобовича.)

Цель: развитие мелкой моторики, развитие мыслительных операций.

2. Игра «Геоконт» Составление предметов из разных геометрических фигур (домик, ракета).

Цель: развивать мелкую моторику, логическое мышление, творческое воображение.

3. Игра «Прозрачная цифра»

«Складываем цифры», «Какая это цифра?»

Цель: развитие воображения, представлений о пространственных отношениях, памяти, логического мышления.

4. Игра – головоломка «Танграм»

Цель: развитие логического мышления, воображения, творчества.

Дидактические игры:

1) «Дерево» - Формирование классифицирующей деятельности: по цвету, форме и величине. По форме, величине и цвету.

 2) «Математическая игра» - Понятие о числах, решении составления примеров, задач, знание геометрических фигур, арифметических знаков и монет

3) «Примеров много, ответ один» - Изучение состава чисел, формирование навыков сложения и вычитания в пределах 10.

4) «Перевертыши» Учить детей создавать образы на основе механического изображения.

- Электронное дидактическое пособие (8).

- Работа в тетрадях – графический диктант «Транспорт».

Май

1. Д/и «Кроссворды с блоками» (блоки Дьенеша)

Цель: развивать умение читать кодовое обозначение геометрических фигур, находить соответствующий блок. Упражнять в умении из частей видеть целое.

2. Игра «Прозрачная цифра» - «Цифровой пасьянс»

Цель: развитие восприятия, внимания, логического мышления, закреплять умение составлять цифры.

3. Игра «Прозрачный квадрат» «Вертикальное домино»

Цель: развивать внимание, логическое мышление, продолжать знакомить с соотношением целого и части.

4. Игра «Чудо – соты» Творческое конструирование.

Цель: развитие воображения, мелкой моторики.

5. Игра «Сложи узор»

Цель: конструирование без опоры на схему развитие мыслительных способностей.

Дидактические игры:

1) «Сколько всего? На сколько больше?» - Формирование навыков сложения и вычитания.

2) «Головоломки» - Составление фигур- головоломок самостоятельно.

3) «Нарисуй картинку палочками» - Закрепить умение детей схематически изображать различные предметы или сюжеты с помощью палочек разной длины, выделять в предмете основные детали.

4) «Замени одной монетой» - Развитие логического мышления, изображения, упражнение в сложении и вычитании чисел.

- Электронное дидактическое пособие (9).

- Работа в тетрадях – графический диктант «Насекомые, рыбы».

Методическое обеспечение:

  Игры на составление плоскостных изображений предметов.

  Обучающие настольно-печатные игры по математике.

  Геометрические мозаики и головоломки.

  Занимательные игры по математике.

  Простой карандаш; набор цветных карандашей.

  Линейка и шаблон с геометрическими фигурами.

  Счетный материал, счетные палочки.

  Набор цифр.

  Геометрическая мозаика: игры «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Танграм», «Пифагор».

  Кроссворды, задачи в стихах, задачи-шутки, логические задачи, лабиринты.

  Работа в тетрадях – графические диктанты.

  Электронные дидактические пособия:  «Учимся определять время по часам» (1), «Минутки. Часы. Сутки» (2), «Начало, середина, конец» (3), «Решаем задачи» (4), «Дни недели» (5), «Слева, справа» (6), «Что сначала, что потом» (7), «Четвертый лишний», «Найди похожий предмет», «Лишняя фигура», «Запомни последовательность» (8), «Почему так пишутся числа?» (9).

Ожидаемые результаты:

· Выявление молодых талантов с математическим, логическим мышлением.

· Освоение программы кружка по высокому уровню.

· Желание заниматься математической деятельностью.

Мониторинг

Отслеживание уровня развития детей проводится в форме диагностики (начало года, в форме итоговых игровых занятий, середина года, конец года).

Формы подведения итогов работы кружка:

  КВН

  Викторины

  Мини – олимпиады

Литература:

1. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А.

2. «Формирование математических представлений», Казинцева Е. А., Померанцева И. В., Терпак Т. А.

3. З. А. Михайлова. Математика – это интересно. Методическое пособие. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 2002 г.

4. З. А. Михайлова. Игровые задачи для дошкольников. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 2004 г.

5. В. П. Новикова. Математика в детском саду старший дошкольный возраст. Москва. «Мозаика-Синтез» 2009 г.

6. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. Логика и математика для дошкольников. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 2004 г.

7. Диагностика умственного развития дошкольника (под редакцией Л. А. Венгера) - М., Педагогика, 1996.

8. Логика. Программа развития основ логического мышления у старших дошкольников. / Сост. Корепанова М. В. – Волгоград, 2004.

9. Математика до школы. /Сост. Смоленцева А. А., Пустовойт О. В., Михайлова З. М., Непомнящая Р. Л. - СпБ., «Детство-Пресс», 2000.

10.  Первые шаги в математику. Методическое пособие. /Сост. Буланова Л. В., Корепанова М. В. и др. - Волгоград, 2004.

11.  Харько Т. Г., Воскобович В. В. Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет. - СпБ., 2007

17 октября 2018 в 16:59

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.