Детский сад №122 город Чебоксары группа Колокольчики
Дополнительная общеразвивающая программа по естественно-научной направленности «Занимательная математика» для детей от 4 до 5 летРаздел №1 «Основные характеристики программы» 1.1 Пояснительная записка. «Детская математика учит на простых умственных играх развивать свой ум, творить, созидать, производить». И. Брук В последние годы значительно возросли требования родителей к развитию детей дошкольного возраста. От того, насколько удачно заложен в дошкольном детстве потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка, зависит его дальнейшая успешность в любом виде деятельности. В «Концепции дошкольного воспитания» утверждены такие важные принципы, как: интеллектуальное развитие; создание условий для развития личности ребёнка, его творческих способностей. Современные дети живут и развиваются в эпоху информационных технологий. Это требует других подходов к образованию дошкольников – перехода от традиционного информационно – накопительного метода обучения к наиболее перспективному - развивающему обучению. Детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, творческими задачами, играми и игровыми упражнениями, ситуациями поиска с элементами эксперементирования и практического исследования, схематизацией при условии использования математического содержания, является по своей сути логико-математической. Современные логико-математические игры стимулируют настойчивое стремление ребенка получить результат (собрать, соединить, измерить, проявив при этом познавательную инициативу и творческие способности). Они помогают развивать внимание, память, речь, воображение и мышление, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к общению, коллективному поиску, проявлению активности в преобразовании игровой ситуации. В течение года в работе с детьми будут использоваться современные развивающие игры с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера, направленные на развитие логики, мышления, способности строить умозаключения, приводить доказательства, высказывать суждения, делать вывод и, в конечном счете, самостоятельно приобретать знания. Направленность программы: Программа кружка направлена на всестороннее гармоничное развитие личности детей через развитие интеллектуальной активности.
Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность: Наибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те, кто проявляют интеллектуальную пассивность, отсутствие желания и привычки думать, стремление узнавать что – то новое. К тому же развитие – это не только объем знаний, полученных ребенком, а умение пользоваться ими в разнообразной самостоятельной деятельности. Это высокий уровень психических процессов, особенно важных для деятельности учения: логического мышления, воображения, связной речи. Это развитие таких качеств личности, как любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность. Актуальность программы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста спонтанно проявляют интерес к математическим категориям, помогающим лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и взаимосвязывать их друг с другом, формировать понятия и мышление в целом. И, поскольку в дошкольном возрасте у детей преобладает игровая деятельность, процесс развития элементарных математических представлений у детей будет более эффективен при использовании игровых методов и приемов. Отличительные особенности программы: Деятельность представляет систему развивающих игр, упражнений, в том числе электронных дидактических пособий математического содержания, которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления. Дети непосредственно приобщаются к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Нормативно-правовая база: · Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; · Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. №1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»; · Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; · Устав МБДОУ «Детский сад №122» г. Чебоксары.
Направленность программы: естественно-научная
Форма обучения: очная В коллективе по данной программе занимаются дети в возрасте 4-5 лет. Количественный состав группы: 1-ый год обучения составляет 15 человек Возраст детей и сроки реализации программы. Программа предназначена для детей в возрасте от 4 до 5 лет. Формы организации деятельности воспитанников на занятии: · фронтальная; · в парах; · групповая; Занятия проводятся: Возраст 4-5 лет - 40 минут в неделю, (20 минут 2 раза в неделю), 72 ч. в год. Состав группы - постоянный. 1.2 Цель и задачи программы Цель: развитие логического мышления и математических способностей, как основы интеллектуального развития дошкольников. Задачи: Образовательные: 1. Освоение детьми исследовательских способов познания (воссоздания, преобразование, комбинирование, экспериментирование, моделирование, трансформация) 2. Овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение. 3. Способствовать формированию умения ориентироваться в различных свойствах предметов (форме, цвете, размере и толщине). 4. Формирование умения понимать, прослеживать причинно-следственные связи, выстраивать простейшие умозаключения на их основе. Развивающие: 1. Развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разделение. 2. Развитие логико-математических представлений о свойствах и отношениях, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах. 3. Развитие пространственной и временной ориентировки. 4. Развитие у детей представлений о логических способах познания (сравнение, классификация). 5. Развитие активности и инициативности детей в познавательной деятельности: реконструировать познавательную задачу, находить нестандартный способ решения. 6. Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач. 7. Формирование элементов коммуникативной культуры: умения слушать друг другу, договариваться между собой в процессе решения различных задач, умения работать в парах. Воспитательные: 1. Развивать умение быть организованным, поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками. 2. Воспитание готовности к обучению в школе: развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, действий самоконтроля и самооценки. 3. Формирование устойчивого интереса у детей и родителей к развивающим играм. 1.3. Учебный план Тематический план для детей 4-5 лет
1.4 Содержание программы Структура занятия состоит из трех частей: I часть (мотивационная) направлена на создание эмоционального настроя в группе. По длительности – 2 минуты. II часть (обучающая) включает задания на развитие логического мышления, восприятия, памяти, внимания, воображения. По длительности – 15 минут. III часть (рефлексивная) включает игры и упражнения на подведение результатов занятия. По длительности – 3 минуты. Методы и приемы: Игровой метод. Все занятия основаны на упражнениях и заданиях, проводимых в форме игры, основного вида деятельности детей дошкольного возраста. Игры и упражнения на развитие логического мышления являются средством достижения заявленной цели программы. Чтобы приучить ребенка к умственному труду необходимо сделать его интересным, занимательным. Занимательность умственного труда достигается разными методами, среди которых на особом месте стоит игра, содержащая в себе наибольшие возможности для развития умственной деятельности детей, для развития самостоятельности и активности их мышления. В игре ребенок преодолевает трудности умственной работы легко, не замечая, что его учат. В программе представлены различные игры, которые не только вызывают интерес своим содержанием и занимательной формой, но и побуждают детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ. Словесный метод (объяснения, пояснения, художественное слово, вопросы, поощрение, беседы о свойствах и отношениях объектов). Практический метод (обследование, наложение, упражнение). Наглядный метод (карточки-схемы, кодовые карточки, рисунки, демонстрация способов действия, игровые пособия, игровые персонажи). Всего 72 занятия, каждое из которых содержит несколько объединённых одним игровым сюжетом задания. В процессе выполнения разнообразных действий с блоками, палочками и карточками-символами свойств дети овладевают различными мыслительными умениями, важными для общего интеллектуального развития. Все задания с логическими блоками Дьенеша и палочками Кюизенера можно разбить на четыре постепенно усложняющиеся группы. 1. Задания для развития умения выявлять и абстрагировать свойства. 2. Задания для развития умения сравнивать предметы по их свойствам. 3. Задания для развития действий классификации и обобщения. 4. Задания для развития способности к логическим действиям и операциям. В течение года занятия постепенно усложняются. Виды и структура занятий: 1 - традиционное занятие 2 - тематическое занятие 3 - сюжетное занятие 4 - игровое занятие 5 - занятие импровизация Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет.
Между четвертым и пятым годами ребенок может целенаправленно запоминать. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. Но память ребенка четвертого года жизни и начала пятого носит в основном характер непроизвольного запоминания. Все интересное для ребенка запоминается само собой. Трудно запоминаются отвлеченные понятия: дни недели, месяцы, времена года и т. д. 4-5 лет - важный период для развития детской любознательности. Дети активно стремятся к интеллектуальному общению со взрослыми, что проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего?), стремятся получить новую информацию познавательного характера. 1.5 Планируемые результаты:
Раздел №2 «Организационно-педагогические условия программы»
2.1 Календарно-учебный график
2.2. Условия реализации программыМатериально-техническое обеспечение программы Помещение: Для занятия требуется просторное, сухое с естественным доступом воздуха, светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам. Столы и стулья должны соответствовать росту детей. Учебная комната оформлена в соответствии с эстетическими нормами. Игры и канцелярские принадлежности находятся в доступных для детей индивидуальных шкафах. Подсобное помещение: шкафдля хранения материалов для организации математической деятельности. Технические средства: компьютер и мультимедийное оборудование. Информационное обеспечение Для реализации данной программы имеются: · геометрические фигуры и тела; · палочки Х. Кюизенера; · наборы разрезных картинок; · сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года; · чудесный мешочек; · блоки Дьенеша; · пластмассовый и деревянный строительный материал; · геометрическая мозаика; · предметные картинки; · знаки – символы; · обручи · игры на составление плоскостных изображений предметов; · обучающие настольно-печатные игры по математике; · мелкие конструкторы и строительный материал с набором образцов; · геометрические мозаики и головоломки; · мольберт Кадровое обеспечение Занятия проводит воспитатель с дошкольным образованием и 27-летним опытом работы. Педагог обучался на курсах повышения квалификации в ЧРИО, постоянно посещает мастер-классы по различным направлениям. 2.3 Методические материалы · консультация для родителей «Занимательная математика дома», · электронные математические игры для дошкольников; · видео-презентации. 2.4 Список использованной литературы 1. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. 2. Н. И. Захарова «Играем с логическими блоками Дьенеша» - учебный курс для детей 4-5 лет. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 2021 г. 3. А. Михайлова. Математика – это интересно. Методическое пособие. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 2002 г. 4. З. А. Михайлова. Игровые задачи для дошкольников. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 2004 г. 5. В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие игры и задания с палочками Кюизенера» 6. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. Логика и математика для дошкольников. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 2004 г. 7. Е.Н. Панова «Дидактические игры занятия в ДОУ». - Воронеж, ТЦ «Учитель», 2007. 8. Математика до школы. /Сост. Смоленцева А. А., Пустовойт О. В., Михайлова З. М., Непомнящая Р. Л. - СПБ., «Детство-Пресс», 2000. 22 ноября 2021 в 12:05
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.