Детский сад №122 город Чебоксары группа Колокольчики

Дополнительная общеразвивающая программа по естественно-научной направленности «Занимательная математика» для детей от 4 до 5 лет

Раздел №1 «Основные характеристики программы»

1.1 Пояснительная записка.

«Детская математика учит на простых умственных играх развивать свой ум, творить, созидать, производить». И. Брук

В последние годы значительно возросли требования родителей к развитию детей дошкольного возраста. От того, насколько удачно заложен в дошкольном детстве потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка, зависит его дальнейшая успешность в любом виде деятельности.

В «Концепции дошкольного воспитания» утверждены такие важные принципы, как: интеллектуальное развитие; создание условий для развития личности ребёнка, его творческих способностей.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информационных технологий. Это требует других подходов к образованию дошкольников – перехода от традиционного информационно – накопительного метода обучения к наиболее перспективному - развивающему обучению.

Детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, творческими задачами, играми и игровыми упражнениями, ситуациями поиска с элементами эксперементирования и практического исследования, схематизацией при условии использования математического содержания, является по своей сути логико-математической. Современные логико-математические игры стимулируют настойчивое стремление ребенка получить результат (собрать, соединить, измерить, проявив при этом познавательную инициативу и творческие способности). Они помогают развивать внимание, память, речь, воображение и мышление, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к общению, коллективному поиску, проявлению активности в преобразовании игровой ситуации.

В течение года в работе с детьми будут использоваться современные развивающие игры с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера, направленные на развитие логики, мышления, способности строить умозаключения, приводить доказательства, высказывать суждения, делать вывод и, в конечном счете, самостоятельно приобретать знания.

Направленность программы:

Программа кружка направлена на всестороннее гармоничное развитие личности детей через развитие интеллектуальной активности.

 

Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность:

Наибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те, кто проявляют интеллектуальную пассивность, отсутствие желания и привычки думать, стремление узнавать что – то новое.

К тому же развитие – это не только объем знаний, полученных ребенком, а умение пользоваться ими в разнообразной самостоятельной деятельности. Это высокий уровень психических процессов, особенно важных для деятельности учения: логического мышления, воображения, связной речи. Это развитие таких качеств личности, как любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность.

Актуальность программы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста спонтанно проявляют интерес к математическим категориям, помогающим лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и взаимосвязывать их друг с другом, формировать понятия и мышление в целом. И, поскольку в дошкольном возрасте у детей преобладает игровая деятельность, процесс развития элементарных математических представлений у детей будет более эффективен при использовании игровых методов и приемов.

Отличительные особенности программы:

Деятельность представляет систему развивающих игр, упражнений, в том числе электронных дидактических пособий математического содержания, которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления. Дети непосредственно приобщаются к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.

Нормативно-правовая база:

· Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

· Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. №1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;

· Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

· Устав МБДОУ «Детский сад №122»  г. Чебоксары.

 

Направленность программы: естественно-научная

 

Форма обучения: очная

В коллективе по данной программе занимаются дети в возрасте 4-5 лет.

Количественный состав группы: 1-ый год обучения составляет 15 человек

Возраст детей и сроки реализации программы.

Программа предназначена для детей в возрасте от 4 до 5 лет.

Формы организации деятельности воспитанников на занятии:

· фронтальная;

· в парах;

· групповая;

Занятия проводятся:

Возраст 4-5 лет - 40 минут в неделю, (20 минут 2 раза в неделю), 72 ч. в год. Состав группы - постоянный.

1.2 Цель и задачи программы

Цель: развитие логического мышления и математических способностей, как основы интеллектуального развития дошкольников.

Задачи:

Образовательные:

1. Освоение детьми исследовательских способов познания (воссоздания, преобразование, комбинирование, экспериментирование, моделирование, трансформация)

2. Овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение.

3. Способствовать формированию умения ориентироваться в различных свойствах предметов (форме, цвете, размере и толщине).

4. Формирование умения понимать, прослеживать причинно-следственные связи, выстраивать простейшие умозаключения на их основе.

Развивающие:

1. Развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разделение.

2. Развитие логико-математических представлений о свойствах и отношениях, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах.

3. Развитие пространственной и временной ориентировки.

4. Развитие у детей представлений о логических способах познания (сравнение, классификация).

5. Развитие активности и инициативности детей в познавательной деятельности: реконструировать познавательную задачу, находить нестандартный способ решения.

6. Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач.

7. Формирование элементов коммуникативной культуры: умения слушать друг другу, договариваться между собой в процессе решения различных задач, умения работать в парах.

Воспитательные:

1. Развивать умение быть организованным, поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.

2. Воспитание готовности к обучению в школе: развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, действий самоконтроля и самооценки.

3. Формирование устойчивого интереса у детей и родителей к развивающим играм.

1.3. Учебный план

Тематический план для детей 4-5 лет

Месяц

Неделя

Тема занятий

Используемый материал

Сентябрь

1 неделя

1. «Незнайка и его друзья»

блоки Дьенеша

2. «Змейка»

палочки Х. Кюизенера

2 неделя

3. «Треугольник»

блоки Дьенеша

4. «У кого больше»

палочки Х. Кюизенера

3 неделя

5. «Круг»

блоки Дьенеша

6. «Разноцветные вагончики»

палочки Х. Кюизенера

4 неделя

7. «Квадрат»

блоки Дьенеша

8. «Столбики»

палочки Х. Кюизенера

Октябрь

1 неделя

9. «Друзья»

блоки Дьенеша

10.  «Сушим полотенца»

палочки Х. Кюизенера

2 неделя

11.  «Круг. Овал»

блоки Дьенеша

12.  «Числа 1 и 2»

палочки Х. Кюизенера

3 неделя

13.  «На полянке»

блоки Дьенеша

14.  «Строительство домов»

палочки Х. Кюизенера

4 неделя

15.  «Поезд»

блоки Дьенеша

16.  «Число 3»

палочки Х. Кюизенера

Ноябрь

1 неделя

17.  «Пять волшебных сундучков»

блоки Дьенеша

18.  «Треугольники»

палочки Х. Кюизенера

2 неделя

19.  «Прямоугольник»

блоки Дьенеша

20.  «Рамка для картины»

палочки Х. Кюизенера

3 неделя

21.  «Поможем Мальвине»

блоки Дьенеша

22.  «Разноцветные флажки»

палочки Х. Кюизенера

4 неделя

23.  «Овал»

блоки Дьенеша

24.  «Бусы»

палочки Х. Кюизенера

Декабрь

1 неделя

25.  «Веселые лягушата»

блоки Дьенеша

26.  «Число 4»

палочки Х. Кюизенера

2 неделя

27.  «Путешествие в занимательную математику»

блоки Дьенеша

28.  «Число 5»

палочки Х. Кюизенера

3 неделя

29.  «По дороге к Красной шапочке»

блоки Дьенеша

30.  «Скворечник»

палочки Х. Кюизенера

4 неделя

31.  «Праздничная гирлянда»

блоки Дьенеша

32.  «Дачный поселок»

палочки Х. Кюизенера

Январь

2 неделя

33.  «Цирк»

блоки Дьенеша

34.  «Елка»

палочки Х. Кюизенера

3 неделя

35.  «Спортивные соревнования»

блоки Дьенеша

36.  «Новоселье»

палочки Х. Кюизенера

4 неделя

37.  «Золушка»

блоки Дьенеша

38.  «Дорога к дому»

палочки Х. Кюизенера

Февраль

1 неделя

39.  «Карнавал»

блоки Дьенеша

40.  «Кукла Маша»

палочки Х. Кюизенера

2 неделя

41.  «Город геометрических фигур»

блоки Дьенеша

42.  «Зайка»

палочки Х. Кюизенера

3 неделя

43.  «Красная шапочка»

блоки Дьенеш

44.  «Кастрюльки»

палочки Х. Кюизенера

4неделя

45.  «Праздник самолётов»

блоки Дьенеша

46.  «Дети нашего двора»

палочки Х. Кюизенера

Март

1 неделя

47.  «К нам весна шагает...»

блоки Дьенеша

48.  «Путешествие Пятачка»

блоки Дьенеша

2 неделя

49.  «Микки-Маус в зоопарке»

блоки Дьенеша

50.  «Мы строители»

блоки Дьенеша

3 неделя

51.  «Цирк»

блоки Дьенеша

52.  «Животные в гостях у фигур»

блоки Дьенеша

4 неделя

53.  «В гостях у сказки»

блоки Дьенеша

54.  «Машинки»

блоки Дьенеша

Апрель

1 неделя

55.  «Чудесный мешочек»

блоки Дьенеша

56.  «Машинки» (продолжение)

блоки Дьенеша

2 неделя

57.  «Волшебные картинки или Новые приключения колобка»

блоки Дьенеша

58.  «Три друга»

блоки Дьенеша

3 неделя

59.  «Ты кто, Малыш?»

блоки Дьенеша

60.  «Дорожка к домику»

блоки Дьенеша

4 неделя

61.  «Учимся играя!»

блоки Дьенеша

62.  «Путешествие на другую планету»

блоки Дьенеша

5 неделя

63.  «Город цветных человечков»

блоки Дьенеша

64.  «Кондитерская фабрика»

блоки Дьенеша

Май

1 неделя

65.  «Секретики»

блоки Дьенеша

66.  «Прогулка в лес»

блоки Дьенеша

2 неделя

67.  «Игры лисенка Рыжика»

блоки Дьенеша

68.  «По-щучьему веленью»

блоки Дьенеша

3 неделя

69.  «Мы едем, едем»

блоки Дьенеша

70.  «Швейная фабрика»

блоки Дьенеша

4 неделя

71.  «Веселый паровозик»

блоки Дьенеша

72.  Открытые занятия

блоки Дьенеша

палочки Х. Кюизенера

Итого

72

1.4 Содержание программы

Структура занятия состоит из трех частей:

I часть  (мотивационная) направлена на создание эмоционального настроя в группе. По длительности – 2 минуты.

II часть (обучающая) включает задания на развитие логического мышления, восприятия, памяти, внимания, воображения. По длительности – 15 минут.

III  часть  (рефлексивная)  включает  игры и упражнения  на подведение результатов занятия. По длительности – 3 минуты.

Методы и приемы:

Игровой метод.  Все занятия основаны на упражнениях и заданиях, проводимых в форме игры, основного вида деятельности детей дошкольного возраста. Игры и упражнения на развитие логического мышления являются средством достижения заявленной цели программы. 

Чтобы приучить ребенка к умственному труду необходимо сделать его интересным, занимательным. Занимательность умственного труда достигается разными методами, среди которых на особом месте стоит  игра, содержащая в себе наибольшие возможности для развития умственной деятельности детей, для развития самостоятельности и активности их

мышления. В игре ребенок преодолевает трудности умственной работы легко, не замечая, что его учат. 

В программе представлены  различные игры, которые не только вызывают интерес своим содержанием и занимательной формой, но и побуждают детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ.

Словесный метод (объяснения, пояснения, художественное  слово, вопросы,

поощрение, беседы о свойствах и отношениях объектов).

Практический метод (обследование, наложение, упражнение).

Наглядный метод  (карточки-схемы, кодовые карточки, рисунки, демонстрация способов действия,  игровые пособия, игровые персонажи). 

Всего 72 занятия, каждое из которых содержит несколько объединённых одним игровым сюжетом задания. В процессе выполнения разнообразных действий с блоками, палочками и карточками-символами свойств дети овладевают различными мыслительными умениями, важными для общего интеллектуального развития.

Все задания с логическими блоками Дьенеша  и палочками Кюизенера можно разбить на четыре постепенно усложняющиеся группы.

1. Задания для развития умения выявлять и абстрагировать свойства.

2. Задания для развития умения сравнивать предметы по их свойствам.

3. Задания для развития действий классификации и обобщения.

4. Задания для развития способности к логическим действиям и операциям.

В течение года занятия постепенно усложняются.

Виды и структура занятий:

1 - традиционное занятие

2 - тематическое занятие

3 - сюжетное занятие

4 - игровое занятие

5 - занятие импровизация

Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет.
Быстро развиваются психические процессы: они становятся более осознанными и произвольными. Мышление становится наглядно-образным. В основном действия начинают носить практический, опытный характер. Возрастает объём памяти: ребёнок способен запомнить поручение взрослого и выполнить его. Произвольность и устойчивость внимания позволяют сосредоточенно заниматься каким-либо видом деятельности в течение 15-20 минут. Развивается воображение, поэтому дети понимают то, чего не видели, но о чём им рассказывают взрослые.

Между четвертым и пятым годами ребенок может целенаправленно запоминать. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. Но память ребенка четвертого года жизни и начала пятого носит в основном характер непроизвольного запоминания. Все интересное для ребенка запоминается само собой. Трудно запоминаются отвлеченные понятия: дни недели, месяцы, времена года и т. д.

4-5 лет - важный период для развития детской любознательности. Дети активно стремятся к интеллектуальному общению со взрослыми, что проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего?), стремятся получить новую информацию познавательного характера.

1.5 Планируемые результаты:

К концу года дети освоят:

1. Сенсорные эталоны формы, цвета.

2. Знаки и символы свойств (наличие и отрицание).

3. Предметные схематические модели (лесенка, обруч).

4. Представления об отношениях соответствия и порядка.

5. Действия сравнения, уравнивания, группировки, упорядочивания, соотнесения предметов по форме, размеру, количеству.

6. Отражение в речи способов выполнения действий, свойств, отношений между отдельными объектами и группами в пространстве (внутри обруча, за обручем, одновременно внутри красного и синего обручей).

7. Повышение степени активности в самостоятельной деятельности.

8. Научатся высказывать суждения, доказательства, объяснять свою позицию, выражать свое мнение.

Раздел №2 «Организационно-педагогические условия программы»

 

2.1 Календарно-учебный график

 

Возраст детей

Общее количество занятий

Количество занятий в неделю

Длительность занятий

Форма организации

4-5

72

2

20 мин

групповая

 

2.2. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение программы

Помещение: Для занятия требуется просторное, сухое с естественным доступом воздуха, светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам. Столы и стулья должны соответствовать росту детей. Учебная комната оформлена в соответствии с эстетическими нормами.

Игры и канцелярские принадлежности  находятся в доступных для детей индивидуальных шкафах.

Подсобное помещение: шкафдля хранения материалов для организации математической деятельности.

Технические средства: компьютер и мультимедийное оборудование. 

Информационное обеспечение

Для реализации данной программы имеются:

· геометрические фигуры и тела;

· палочки Х. Кюизенера;

· наборы разрезных картинок;

· сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года;

· чудесный мешочек;

· блоки Дьенеша;

· пластмассовый и деревянный строительный материал;

· геометрическая мозаика;

· предметные картинки;

· знаки – символы;

· обручи

· игры на составление плоскостных изображений предметов;

· обучающие настольно-печатные игры по математике;

· мелкие конструкторы и строительный материал с набором образцов;

· геометрические мозаики и головоломки;

· мольберт

Кадровое обеспечение

Занятия проводит воспитатель с дошкольным образованием и 27-летним опытом работы.

Педагог обучался на курсах повышения квалификации в ЧРИО, постоянно посещает мастер-классы по различным направлениям.

2.3 Методические материалы

· консультация для родителей «Занимательная математика дома»,

· электронные математические игры для дошкольников;

· видео-презентации.

2.4 Список использованной литературы

1. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А.

2. Н. И. Захарова «Играем с логическими блоками Дьенеша» - учебный курс для детей 4-5 лет. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 2021 г.

3. А. Михайлова. Математика – это интересно. Методическое пособие. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 2002 г.

4. З. А. Михайлова. Игровые задачи для дошкольников. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 2004 г.

5. В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие игры и задания с палочками Кюизенера»

6. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. Логика и математика для дошкольников. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 2004 г.

7. Е.Н. Панова «Дидактические игры занятия в ДОУ». - Воронеж, ТЦ «Учитель», 2007.

8. Математика до школы. /Сост. Смоленцева А. А., Пустовойт О. В., Михайлова З. М., Непомнящая Р. Л. - СПБ., «Детство-Пресс», 2000.

22 ноября 2021 в 12:05

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.